Выпускникам детского сада и их родителям

- Я очень хочу в школу. Хочу скорее стать взрослой, а
в садике это не получится, только в школе.
Поэтому и хочу в школу. (Эля 7 л.)

- А я хочу в школу, но боюсь, что будет трудно мне
там. Уроки всякие начнут задавать. Я попрошу маму, чтобы
еще немножко походить в садик, а потом уже
и пойду в школу ( Андрей 6 л. 8 м.)

 

«Вот и все! Не успели оглянуться - а сын почти первоклассник! Скоро скажем: «До свиданья, детский сад, здравствуй, школа»! Как быстро и неумолимо летит время» - такие слова часто приходится слышать от родителей, дети которых становятся выпускниками детского сада.

Чтобы этот завершающий год для ребенка, проходящего дошкольное обучение, прошел наиболее полноценно, родителям необходимо знать, насколько важен этот год для ребенка.

Старший дошкольный возраст - 6 -7 лет. Для многих детей это завершающий год дошкольного детства. За этот год ребенок постепенно «теряет свою непосредственность» и становится «совсем взрослым».

И, действительно, для многих родителей этот переход кажется настолько неожиданным, что часто они не бывают к нему готовы.

Кризис 7-ми лет, который для многих детей приходится на этот возрастной период - это не такое простое для них испытание. «Я уже совсем взрослый, а мне почему-то страшно, и я снова хочу быть маленьким» - говорил один из наших выпускников.

Однако, в этом возрасте ребенок уже многое знает, многое может, он готов (и (или) не совсем готов) идти дальше по дороге роста и развития. Очень непростой период в жизни каждого ребенка этот «предшкольный» год. Школа - это другая жизнь.

И насколько важным является со стороны родителей, педагогов, психолога, других специалистов внимательное, заинтересованное, чуткое отношение к ребенку именно в этот возрастной период.

Не за горами то время, когда Ваш малыш станет первоклассником. От того, как будет прожит этот последний год перед школой, во многом будет зависеть будущая адаптации, а также успешность Вашего ребенка в его школьной жизни.

А как показывает практика, насколько «школьнозрелыми» мы выпускаем своих воспитанников, настолько благополучными они бывают в первом классе школы.

Уважаемые родители! Вам необходимо знать о тех сторонах развития ребенка, которые особенно важны для хорошей адаптации и успешного обучения в школе, о «слабых звеньях» в развитии, наиболее часто встречающихся у детей при поступлении в школу.

Для этого необходимо полноценное психолого-педагогическое обследование ребенка за год до школы, а также привлечение к обследованию ребенка всех необходимых специалистов детства.

Это поможет быть более объективными в оценке возможностей ребенка, посещающего детский сад. А также позволит выявить те особенности развития, на которые следует обратить более пристальное внимание «уже сегодня» и оставшееся до школы время уделить специальным занятиям. Каждому родителю необходимо сделать правильный выбор школы, программы обучения, дополнительных нагрузок .

Ни для кого не секрет, что современная школа (даже не специализированная, не с углубленным изучением, например, иностранных языков) предъявляет достаточно высокие требования к будущим первоклассникам. И не всегда эти требования обоснованны.

Важно, чтобы Вы, уважаемые родители, понимали, что к школьным нагрузкам должны быть готовы и не только Ваши дети, а также и Вы - их родители.

А вот и главный вопрос - «Готов ли ребенок к школе»? Ответ, на который хотят получить и родители, и педагоги, и воспитатели.

Мы не будем забывать о том, что «готовность ребенка к школе» может пониматься (и, как правило, понимается) очень часто по-разному .

Предлагаем несколько вариантов такого «понимания»:
1.Умение ребенка читать, писать и считать (так предполагает большинство).
2.Умение ребенка выполнять все требования взрослых.
3.Обширный запас сведений и знаний по принципу «все обо всем».
4. Способность ребенка сосредоточиться на одном деле и выполнять его по инструкции взрослого.

Перечень требований к ребенку можно было бы продолжить. И каждый по-своему будет прав. Такое положение связано с тем, что абсолютного понятия «готовности» для разных детей, для разных условий и требований обучения не существует.

Наиболее часто встречающаяся «ошибка понимания» готовности ребенка к школе - это интеллектуальная составляющая личности ребенка. Высокий уровень интеллектуального развития порой бывает единственным критерием для выбора школы. А это, как правило, создает в дальнейшем большие сложности и проблемы, особенно в тех случаях, когда выбирается «серьёзная» школа, с углубленным изучением предметов.

А поэтому, уважаемые родители, необходимо объективно оценить и другие стороны развития Вашего ребенка.

Вам необходимо знать, что есть определенный уровень психофизического развития ребенка, который позволяет ему успешно учиться без ущерба для здоровья.

Это уровень:
- социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;
- развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, развитие движений и пространственной ориентации, зрительного восприятия, памяти, мышления и др.);
- личностного развития, уровень, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. (Нельзя недооценивать и не учитывать при определении готовности ребенка к школе и состояние здоровья ребенка)

И, завершая наш разговор, мы еще раз обратим Ваше внимание на то, что крайне важно в этот последний год перед школой проверить состояние развития Вашего ребенка. И выделить те факторы риска , которые могут быть основанием для решения ряда вопросов:
- какими психофизическими ресурсами обладает ребенок перед школой.
- стоит ли идти в школу в этом году;
- какая школа в большей мере будет соответствовать возможностям ребенка;
- какие трудности возможны в процессе обучения;

Проведение такого всестороннего обследования в последние месяцы перед школой может быть малоэффективным в силу того, что практически не оставляет времени ни у ребенка, ни у специалистов с ним работающих, ни у родителей для индивидуальной работы с ребенком по подготовке к школе.

И именно поэтому, чтобы иметь определенный временной ресурс для своевременного оказания помощи и ребенку, и его родителям эффективнее провести подобное обследование за год до школы.

Уважаемые родители! Ваше своевременное, внимательное. чуткое доброе, любящее отношение к своим неповторимым удивительным малышам является залогом вашем совместной успешности и благополучия в будущем.

Елена Николаевна Коврижкина 

психолог НОУ Детский сад «Акварель», преподаватель НГУ

Журнал «Дети» № 7(47) сентябрь 2007 год

Запишитесь на экскурсию