Зачем логопед задает домашнее задание?
Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
Регулярное выполнение домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного материала на логопедических занятиях, обеспечивает ребенку возможность использовать полученные знания, умения и навыки в обычной жизни.
Домашнее задание ребенок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным контролем взрослого. Желательно, чтобы с ребенком занимался постоянно один из родителей – это позволяет ребенку и взрослому придерживаться единого настроя и требований к выполнению задания.
Выполнение дома определенных видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребенка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Задания включают в себя основные разделы (комплекс заданий подбирается логопедом индивидуально для каждого ребенка с учетом речевого заключения, степени выраженности речевого нарушения, динамики преодоления нарушения и т.д.):
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для постановки звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию звука (правильное произношение поставленного звука в слоге, слове, фразовой и самостоятельной речи ребенка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно до 3-5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом для зрительного контроля. Необходимо добиваться четкого, плавного, точного выполнения артикуляционных движений;
-задания на развитие фонематического восприятия и развитие основ звуко-слогового анализа и синтеза, включающие работу на повторение ритмических слоговых цепочек с автоматизируемым звуком, выделение звука из потока других, определение позиции заданного звука (начало, середина, конец слова), дифференциация оппозиционных звуков и т.д.;
-лексико-грамматические задания направлены на обогащение пассивного и активного словаря ребенка, на развитие коммуникативной функции. Задания включают в себя упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;
- задания для развития связной речи включают в себя построение простых и сложных распространенных предложений с предлогами и без (по схеме): этот рассказы-описания по плану и схеме, по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки, использование мнемотаблиц; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребенка стихов;
-задания для развития мелкой моторики и графических навыков: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезание и наклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов;
-задания на закрепление навыков грамоты и письма: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объема текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением задания ребенком дома:
- домашнее задание в индивидуальную тетрадь записывает логопед;
-задание выполняется по частям, не в один прием (по 10-15 мин. работы);
- не рекомендуется выполнять задание перед сном, большую пользу принесет выполнение задания небольшими частями в будние дни в вечернее время, в дневные часы в выходные дни;
-графические задания ребенок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и т.п.), но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь является положительным моментом педагогического и коррекционного воздействия;
-артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день;
-после выполнения задания тетрадь возвращается в детский сад.
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями групп и родителями, общей целью которых является:
*успешная коррекция речи ребенка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе;
*выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений;
*воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Рекомендации по организации занятий с ребенком дома:
- Заниматься с ребенком ежедневно.
- Занятия проводить в спокойной, доброжелательной обстановке. Общение с ребенком должно носить занимательный, ни в коем случае не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
- Время проведения занятий – 10-15 минут. Они не должны вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
- Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды заданий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствие отвлекающих факторов.
- Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать.
- Все задания (кроме графических) выполняются устно.
- Графические задания ребенок выполняет самостоятельно, под обязательным наблюдением взрослого.
- Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению задания. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
- Использовать разнообразные формы и методы проведения занятий, например, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения.
- И, конечно, хвалить ребенка за каждое, даже небольшое достижение, пусть это маленький, но шажок вперед к дальнейшим большим успехам!
Желаем успехов!
Материал подготовила учитель-логопед 1 к.к. ЧДОУ ДС «Акварель» Дрожжина О.В.