Интервью

Желание, возможности и любовь

Татьяна Ивановна Клюшницина, директор детского сада "Акварель".

Вопросы самой себе.

Уже 12 лет я  директор детского  центра. И опыта, и работы хватает. Зачем мне было нужно открывать новый садик? Зачем вообще нужны частные детские сады? Какой я вижу свою "Акварель", только приступив к "рисованию"? Честнее всего отвечаешь на вопросы, которые задаешь себе сама. Задаешь неустанно. Чем дальше движется работа, тем более конкретные очертания обретают проблемы, и тем яснее пути их решения. Я рискнула вынести свое ежевечернее "автоинтервью" на ваш суд. Как иначе Вы поймете, стоит ли Вам приводить ребенка в "Акварель"?

Итак, вопрос первый:

- Почему я создала "Акварель"?

- Ответ простой. Опыт работы двух площадок детского культурного центра, который я как директор возглавляю, оказался успешным. Захотелось дать возможность родителям из Первомайского (где я живу) и Советского районов выбрать для своих детей такие же условия для развития и воспитания личности. Родственники и друзья подталкивали к решению сделать садик для родного района. Начальник управления образования Первомайской администрации Кравчук Наталья Алексеевна идею поддержала. А вообще мне бы хотелось, чтобы частный детский сад непременно был в каждом районе города.

- Зачем?

- Так я же сказала - чтобы у родителей была возможность выбора. Частный детский сад вообще, и наша "Акварель" в частности - они не лучше и не хуже муниципальных детских садов. Они просто ДРУГИЕ.

- В чем?

- Во всем. От задач до внутреннего убранства. У нас - дом. Уютный, красивый, обставленный с хорошим вкусом (привлекаем дизайнеров), с любовью и фантазией (работаем все). "Евроремонт" - пройденный этап. Наш дом - не наша крепость, а наша любовь. Как и дОма, мы не поставим неподходящий стол в комнату, где дети проводят по десять часов в день. Невозможно купить нужную мебель в Новосибирске? Закажем в Москве и Питере. Нет и в столицах? Найдем мастера или сделаем сами. По стенам развесим картины русских художников - ту самую классику, не познакомившись с которой, дети не смогут потом воспринимать современное искусство, да и вообще не станут образованными людьми. Как ни странно, найти в городе репродукции Шишкина, Левитана, Саврасова или Репина оказалось куда труднее, чем любую абстракцию. Однако нашли. Точно так же, кропотливо и с любовью, подбирали мы любую вещь для комнаты, которую язык не поворачивается назвать "группой", скорее уж - "детской". И шторы, и лампу, и, конечно, игрушки. А пахнет у нас, как дома в праздник - ванилью. И ни в коем случае, как в казенном учреждении - щами.

- Тогда, может быть, лучше не готовить еду на своей кухне, а заказывать? И бороться с кухонными запахами не придется, и хлопот неизмеримо меньше...

- Нет уж! Повар в детском учреждении - одна из самых важных персон! Меня спрашивают иногда - какие у вас критерии при выборе повара? А я отвечаю - простые: дети все съедают - повар хороший. Для моих прежних детских площадок я сама составляла меню так, что ни обед, ни ужин не повторялись в течение месяца! В общем, вложили повар, нянечка, прачка, снабженец, воспитатель и даже заведующая душу в работу - день прошел хорошо. Не умеют или не хотят душу вкладывать - будем других искать. Воспитатели - особая тема. Я ни за что не возьму на работу развязную девицу, всю в "пирсинге", будь у нее хоть трижды "красный диплом", но и "зажатую" барышню, которая боится глаза на меня поднять, не возьму тоже. Наши воспитатели - люди творческие, свободные, хорошо воспитанные, - это, во-первых. А во-вторых - они любят детей и свою работу, умеют выполнять ее профессионально, и хотят работать именно так, как у нас принято - "с полной отдачей". Кстати, наше "ноу-хау" - воспитатели работают не посменно, а через день, зато с утра до вечера. То есть, родители кому отдали ребенка утром, у того и забирают. И могут спросить - чему он за день научился, почему плакал, как кушал и откуда синяк на коленке? А впрочем, есть видеокамеры, которые фиксируют ежеминутно все происходящее в садике.

- Десять часов в садике пять дней в неделю - целая жизнь. Ребенок растет, развивается, его надо к школе готовить. Как "Акварель" будет этим заниматься?

- Учить с трех-четырех лет читать-писать-считать точно не будем. Ребенок должен наиграться. По статистике сегодня только десять процентов детей умеют  играть. Психологические проблемы взрослых часто проистекают отсюда - не наигрались в детстве.
Приглашенные педагоги займутся с детьми английским, живописью, музыкой и хореографией. Задача педагога - привлечь к своему "уроку", сделать его интересным для ребенка. Но если нет у мальчика, к примеру, сегодня желания заниматься хореографией, никто его неволить не будет. Пусть сидит, смотрит.

- Но надо же для мальчиков и какое-нибудь "мужское" занятие найти!

- Конечно, надо. Спортом будем заниматься. Пусть растут, как говорили в нашем пионерском детстве, "сильными, ловкими, смелыми". Для мальчиков организуем секции либо футбола, либо хоккея, для девочек - гимнастики.

- Спорт - хорошо, образование и развитие - тем более. Но не станут ли эти дети "тепличными растениями"? К социуму, с которым они столкнутся и в школе, а еще раньше - на улице, во дворе - наверное, надо адаптировать заранее?

- А мы и адаптируем! Именно тем, что воспитываем свободную творческую личность. Когда мы вывозим детей из нашего культурного центра в лагерь, то каждый раз наблюдаем - по сравнению со сверстниками наши дети смелее и активнее. Наши готовы участвовать в любых конкурсах, танцевать при первых звуках музыки, они не боятся выступать перед большой аудиторией, не конфузятся, если проиграют в каком-нибудь состязании. Наши "выпускники" идут в гимназии и лицеи, где совершенно другой уклад жизни - и не теряются там, а приспосабливаются к новым условиям, оставаясь личностями.

- О чем еще надо спросить?

- О культурном развитии. Мы познакомим детей с музеями, покажем им выставки в картинных галереях, отвезем их в театр и пригласим театр в садик. Ученые-физиологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте в мозгу "протаптывается дорожка" на уровне нейронов, которая впоследствии поможет человеку получать хорошие эмоции, радоваться или даже утешаться в беде, обращаясь к культуре - театру, музыке, книгам. Один человек при стрессе побежит за пивом, другой пойдет на концерт. Первого просто не научили в детстве слушать музыку.

- Если в двух словах - что самое главное в "Акварели"?

- Доверие и любовь! К детям, к работе, к нашему маленькому садику и большому миру вокруг.